Верно ли утверждение о том, что практически любой дизайнер / архитектор будет Вам предлагать в помощь своих подрядчиков ? Ответ очевиден - скорее всего да! Важно лишь понять мотивацию.
Верно ли утверждение о том, что подрядчики с Вашей стороны, в случае наличия таковых, будут Вас убеждать обратится именно к ним, ибо никто больше не сможет повторить тот уникальный фронт работ так качественно как они ? Будем реалистами, ответ - скорее всего да! За многолетний опыт, я не встретил еще не одной бригады которая самокритично относилась бы к своей работе, за исключением отдельных специалистов, которые составляют около 10% от общей массы работяг и стоимость их работ отличается порой в несколько раз.
Все это прогнозируемо и смотря правде в глаза - в данный отрезок времени Вас будут рассматривать исключительно как источник дохода, стоит честно об этом упомянуть. Однако мотивация и нюансы у каждой из сторон свои.
Заблаговременно стоит приготовиться к тому, что какой бы идеальный дизайн-проект не был, как бы все дружно не старались, вопросы будут и контролировать нужно всех участников процесса. Но облегчить данный труд возможно и ближе всего к Вам для решения данной задачи по иерархической лестнице среди специалистов - опытный автор проекта. Причем опыт реализаций автора - это ключевой критерий, дизайнер может выдавать очень красивые идеи, но если у него нет опыта общения с бригадой, ему сложно будет отстоять свою позицию. По сути автор проекта - это в некотором смысле "адвокат" со стороны Заказчика, выступая посредником он заинтересован в качественной реализации, в отличии от узких специалистов, которые прощаются с Заказчиком еще в середине ремонта. Ваш "адвокат" при полноценном подходе остается до победного окончания капитального ремонта.
В идеале картина на объекте должна быть следующая - прораб (производитель работ) который отвечает за технологию процесса, раздает указания подрядчикам и контролирует согласно поставленной задачи, а так же отчитывается перед Заказчиком о проделанном фронте работ. Специалист для закупки материалов - посторонний для всей бригады, который занимается закупками и подотчётный напрямую Заказчику. Технический надзор - посторонний специалист для всех участников процесса и одновременно независимый эксперт, который посещая объект уведомляет Заказчика в случае отклонений от технологии. Автор проекта (дизайнер или архитектор) который является посредником между Заказчиком и прорабом для функции авторского надзора. Но данная идеальная картина бывает настолько редко, что практически не встречается при ремонте квартир и частных домов, так как требует дополнительных финансовых вложений и железной выдержки, что бы все участники между собой не разругались в процессе...
Но реальность немного отличается. В подавляющем большинстве случаев оптимальный, но недостаточный, вариант сводится к - прораб (закупки и тех.надзор + основные функции прораба) + автор проекта (авторский надзор и комплектация), который ближе всего к Вам. Причем это в лучшем случае, встречаются варианты там где нет ни прораба, ни автора проекта и Заказчик остается один на один с подрядчиками, - смелый но очень ответственный шаг, при таком развитии событий на время ремонта и наполнения содержимым (минимум 6 мес, а в среднем 8-10) можно забыть о спокойном сне и времени для семьи.
При выборе между "своим" (знакомые подрядчики) и "посторонним" подрядом (по совету автора проекта) ключевыми критериями отбора как правило выступают:
1. Вопрос доверия.
2. Вопрос стоимости.
Качество - даже не стоит рассматривать пунктом №3 так как это само собой разумеющееся требование и пожалуй основное.
Стоит посмотреть на данные критерии отбора строительной бригады рационально и здраво оценить обстановку.
Критерий – доверие.
Ситуация с доверительными отношениями вполне логична и понятна, - у Вас есть хорошие знакомые с опытом в строительном бизнесе или бригада специализирующаяся на ремонтно-отделочных работах, которая делала всем Вашим родственникам и знакомым ремонт в квартире или частном доме, либо знакомый прораб который с помощью подрядчиков занимается вопросами реализации объекта.
С противоположной стороны существует строительная бригада с прорабом во главе, которую рекомендует автор дизайн-проекта, - дизайнер интерьера или архитектор. Говоря проще – чужая для Вас бригада.
По законам жанра, с большей степенью вероятности Вами будет выбран вариант – “свои люди” так как Вы в них уверены и в какой-то мере это действительно оптимальный выход из ситуации, но с одним небольшим условием: “ Ваша бригада должна быть готова к реализации эстетичных и функциональных решений, которые возможно ранее, они не делали вовсе, не методом как можно проще и быстрее, а согласно технологии и выслушивая мнение автора проекта”. На первый взгляд данное условие может показаться простым, но практика и опыт многих дизайнеров показывает, что это серьезный камень преткновения на пути к достижению идеальной реализации концептуального решения. Не важно сколько объектов делала до этого бригада, очень важно какие именно объекты. Если бригада работала неоднократно с дизайнерами и архитекторами с серьезным уровнем концепции, а не просто евроремонтом под сдачу недвижимости, то вполне возможно они справятся с поставленной задачей.
Чаще всего, опытный дизайнер, понимая чем все закончится, не проявляет особой активности в достижении идеального результата на объектах где не имеет “власти” (рычагов влияния) и связано это с тем, что задачи у автора проекта и постороннего для дизайнера подряда, но “своего” для Заказчика, существенно отличаются.
Любой строительный подряд, как вода, - идет по пути наименьшего сопротивления, а практически все прорабы в душе чуть-чуть “дизайнеры”, бывают редкие исключения, но как правило это не прораб с качествами дизайнера, а наоборот, - дизайнер с функциями прораба. Попробуем объективно разобраться почему так происходит:
Что является конечным результатом деятельности прораба и строительного подряда?
Ответ – все черновые/подготовительные, мокрые работы, включая некоторые чистовые отделочные.
До каких пор прораб и бригада полноценно находятся на объекте?
Ответ – до этапа полноценной комплектации, то есть до того момента как дизайн помещений только начинает приобретать полноценный вид.
Для человека физического труда, каждый новый объект это – очередная возможность заработать законные финансовые средства и заслуженно отдыхать.
Теперь посмотрим, как обстоят дела со стороны автора проекта.
Что является конечным результатом деятельности дизайнера интерьера ?
Ответ – готовый и качественно-завершенный объект, при условии соблюдения концепции.
До каких пор дизайнер находится на объекте ?
Ответ – при правильном подходе (авторский надзор) до полной сдачи объекта с передачей ключа Заказчику.
Для специалиста умственного труда, каждый новый и интересный объект это – очередная возможность реализовать свой творческий природный потенциал, который задействует не просто механические качества на уровне природных инстинктов, а стимулирует подойти к вопросу формирования эстетики и функционализма с душой. Именно по этой причине многие дизайнеры сравнивают каждый новый и интересный объект с “рождением ребенка” (очень удобная аналогия). Для опытного автора проекта это больше чем просто реализация.
Вывод напрашивается сам – тот у кого больше шансов дойти до этапа завершения наиболее заинтересован в качественной и полноценной реализации не по принципу “так сделать проще”, а согласно подходу – “с душой, лаконично, нешаблонно, грамотно, индивидуально под потребности Заказчика, для полноценной жизни”. Посудите сами, интересно ли специалисту в области заливки стяжки, что там будет сверху и как все это дело состыкуется с остальными узлами, по сути для него важен только результат его работы; а интересно ли маляру как до него и после него будет оформлена стена, ответ очевиден - нет, но важно как он выполнил свой фронт работ; интересно ли прорабу, что там будет происходить на объекте после комплекса работ на который его наняли, - все что до него - да, так как есть гарантийные обязательства, все что после - объективно нет. А дизайнеру как автору проекта, очень важно что бы концепция реализовалась так как задумывалось...
Парадокс заключается в том, что подрядчики признают, что проект существенно облегчает им жизнь, речь не идет о бригадах специализирующихся изначально на эконом-ремонтах (проект там ситуацию не спасет), но "нелюбовь" к дизайнерам - по причине того же проекта, а если быть точнее то из-за сложностей которые ожидают исполнителей. Ведь нет ничего проще, чем просто по старинке сделать с наименьшими усилиями конкретный фронт работ и уверять Заказчика, что так и должно быть, чем выслушивать позицию автора проекта о том, что уже давным-давно технология устарела и весь цивилизованный мир делает по-иному. А от этого будет зависеть результат. Например: не смотря на то, что весь цивилизованный мир использует ректифицированный керамогранит в качестве облицовочного материала и шов при этом 1-1,5 мм считается нормой, остались еще "специалисты" которые осуществляют укладку с швом 3-4 мм ссылаясь при этом на СНиП, что для Заказчика звучит авторитетно, не учитывая срока давности строительных норм и правил.
В чем отличие подрядчиков с которыми работает дизайнер, от подрядчиков которые “свои” для Заказчика. Они точно такие же специалисты, так же делают свою работу хорошо, но с автором проекта их связывает следующее – дизайнер приводит к ним Заказчика, в ответ они благодарят своим более гибким отношением к реализации, прислушиваются, согласовывают, так как понимают, что все серьезные объекты приходят через дизайнеров и архитекторов и в случае огорчения автора со своей стороны очень быстро будут заменены на следующем объекте, это вовсе не говорит о том, что останутся без работы, но будут довольствоваться обычными и скучными объектами, где так же можно работать и зарабатывать, но не развиваться как специалист, порой даже деградировать. Между автором проекта и подрядом так же могут возникать спорные вопросы, но они их не выносят “в люди”, а стараются прийти к общему знаменателю, выдавая Заказчику только положительный результат.
Пару слов о мнении “дизайнер работает с бригадой ради своей прибыли за счет % от сметы”. И да и нет одновременно, если дизайнер ответственный специалист + если его труд оценивается по достоинству и ему не приходится искусственно занижать стоимость своих услуг + если он мотивирован со стороны Заказчика услугой авторского надзора и объект действительно для автора интересен с точки зрения реализации, то в 99% случаев Заказчику не придется беспокоиться по этому поводу. Если же все делается бесплатно и тут бонус и там в подарок, то это дополнительный повод возместить недостающую прибыль в процессе. Если Заказчик верит в то, что дизайнер будет находится на объекте в течении года, а иногда даже больше и все за изначальную сумму дизайн-проекта, - это самообман и заблуждение. Совет - ищите честного специалиста и договаривайтесь обо всем на берегу. Тут серьезная опасность заключается даже в другом, - если автор проекта мотивирован со стороны подрядчиков, то с большей степенью вероятности он будет прикрывать грехи подряда не посвящая Заказчика в нюансы, а вот это напрямую связано с качественным результатом, дизайнер который мотивирован со стороны Заказчика, будет более требователен к подрядчику и в случае возникновения явных признаков некачественной работы будет озвучивать всем участникам процесса и Заказчику в первую очередь.
Критерий – стоимость.
Одним из главных критериев отбора подрядчиков является стоимость услуг исполнителей. Как бы это странно не звучало, но опыт большинства квалифицированных дизайнеров интерьера показывает, что фактическая стоимость у всех бригад одинаковая, даже не смотря на различные расценки услуг при предварительном общении.
Для простоты понимания возьмем двух специалистов из разных бригад, допустим специалистов по облицовке плиткой. Один Вам назовет стоимость 200 грн. за м.кв. и не будет вдаваться в подробности, а другой назовет 350 грн за м.кв. и уточнит все тонкости, начиная от желаемого шва и калибра плитки до количества заусовок под углом 45 и фрезеровки отверстий в стенах. В большинстве случаев будет выбран вариант за 200 грн. м.кв., но по факту он обойдется в те же 350 грн, а возможно и больше.
По такому же принципу, - две различные бригады просчитывают стоимость своих услуг. Те что хотят показаться “подешевле” назовут Вам приятную для слуха стоимость, но в процессе на дополнительных работах и других хитростях компенсируют недостающие 30-40%, а другие изначально назовут правильную стоимость с указанием отклонения по смете не более 5% на непредвиденные работы.
А если нет никакой разницы по итоговой стоимости, то целесообразнее работать с бригадой в приоритете которой вопрос – качества.
Резюмируя:
С подрядчиками от дизайнера / архитектора выгодно работать Заказчику в том случае, когда автор проекта не мотивирован финансово со стороны подряда, а обязательно мотивирован со стороны Заказчика. В таком случае над бригадой есть определенная власть и рычаги влияния со стороны автора и никто не будет прикрывать грехи друг друга, что способствует качественному результату.
С подрядчиками Заказчика выгодно работать исключительно в случае высокой квалификации бригады и неоднократного опыта работы с дизайнерами/архитекторами, но обязательно при условии авторского надзора.
В качестве исключения - "семейный подряд", лично я всегда рекомендую обходить стороной такой вариант развития событий, возможно и существует небольшой % когда по факту будет все идеально, но практика показывает, что там где в семье один - прораб и другой - дизайнер, как бы Заказчик кого не мотивировал финансово, покрывать друг друга будут однозначно. В таком случае сторонний технический надзор более чем актуален.
С остальными полезными статьями Вы можете ознакомиться переходя по ссылке...