Люди очень часто путают образование с образованностью, на фоне чего и рождаются подобные мифы, трансформирующиеся в дальнейшем в стереотип. На самом деле точку зрения всегда определяет место сидения и чаще всего людям свойственно выдавать желаемое за действительное.
Да, это правда, что у дизайнеров-архитекторов, которые посвятили много лет учебе в ВУЗе, данная тема часто вызывает неоднозначную реакцию и повышенную температуру окружающей среды, их можно по-человечески понять, но давайте посмотрим на ситуацию объективно, - с позиции "третейского судьи".
Люди делятся на условные 2 категории: одним людям нужен наставник / сэнсэй / учитЭл / тренер и т.д. в качестве внешней силы и волшебного пенделя, другая категория самомотивирована и им необходима только правильная дорожная карта. В чем отличие между образованием и самообразованием, очевидно, что в системности и регулярности. Ничего не мешает человеку заниматься саморазвитием и самообразованием, читать необходимую литературу (без наставника), думать, анализировать и т.д.
В такой сфере как дизайн интерьера, опыт и знания идут приоритетным пунктом, пока одни люди учатся (теория), другие уже практикуются параллельно проводят работу над ошибками, которые неизбежны. По итогу, спустя одинаковый промежуток времени учебы (1-я категория) и самообразования (2-я категория), как бы это не звучало парадоксально, но у последних опыта будет больше. Из этого следует, что бумажка в виде диплома абсолютно не гарантирует, что перед Вами выскококлассный специалист.
Забегая вперед, - я вообще самоучка по многим вопросам (дизайн, астрология, история, программирование), хотя по образованию программист автоматизированных систем (язык С++). Но развиваюсь беспрерывно на протяжении многих лет и чем больше учусь, тем больше понимаю слова Сократа "чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю".
По моим наблюдениям самоучки более старательны и ответственны, так как у них изначально все по любви, они изучали предмет потому что нравится, а не потому что так нужно и заставили учиться. Я сторонник подхода - учиться необходимо всю жизнь и не только в одной единственной сфере деятельности. Кол-во дипломов и их цвет в большей степени актуально для старшего поколения и им действительно тяжело перестроиться после советского прошлого. Более того, работодатели, которые намеренно абстрагируются от людей без высшего образования, лишают себя среза талантливых людей, кто помнит выражение "троечники управляют пятёрочниками" тот поймет. Постараюсь пояснить ход мыслей далее по тексту.
Все мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что существует масса людей с красными дипломами, медалями за учебу, аспирантурой, несколькими высшими… а работают не то, что не по специальности, а вообще вполне могут не двигаться по карьерной лестнице, застряв где-то на предприятии например. С другой стороны, история знает массу примеров, когда люди без образования достигали очень серьезных успехов, они есть и среди ученых и среди политиков, архитектура также не исключение… Если Вы думаете, что это самородки и очень редкие индивидуумы, то Вы ошибаетесь, таких людей достаточно много, другой вопрос, что мы знаем только про тех людей чьи биографии доступны публично. Если говорить строго о архитектуре и дизайне, то вот пожалуйста Вам список известных личностей:
Тадао Андо (известный японский архитектор с мировым именем и признанием, самоучка, в 35 лет стал лауреатом престижной архитектурной премии, среди его Заказчиков и финансовые гиганты с миллиардными капиталом и строительство небоскребов в итоге, у человека на учебу банально не было денег, и он занимался самообразованием).
Фрэнк Ллойд Райт (разочаровался в системе обучения в молодые годы и забил на все, занялся саморазвитием и практиковался, по итоге награжден докторской степенью и вошел в учебники по архитектуре).
Людвиг Мис ван дер Роэ (выбрал сразу практику вместо учебы, по итогу имеем небоскребы в Чикаго и Торонто), но и неудач у него также хватало, путь был непростым.
Бакминстер Фуллер (несколько раз был отчислен и кем он только не работал, но признание всё-таки получил благодаря своей разработке – геодезический купол).
Луис Салливан, Ле Корбюзье, Луис Барраган, Карло Скарпа, Петер Цумтор, Алехандро Аравена, Леон Крие, Томас Хизервик и др. На самом деле список гораздо больше, Вы можете самостоятельно погуглить и изучить биографии этих людей.
Хорошо, давайте попробуем посмотреть на сложную область – НАУКА. Много самоучек знаете!? Вот лишь несколько: Циолковский ( известный ученый – самоучка в области космоса ), Сриниваса Рамануджан Айенгор (известный математик - самоучка), Милтон Хьюмасон (известный астрофизик - самоучка), Камиль Фламмарион (климатолог и астроном, ученый - самоучка), Майкл Фарадей (в школе я думаю Вы изучали данного ученого, который сделал открытия и изобретения в области электричества, также без образования…), Уолтер Питтс (ученый в области кибернетики и нейрофизиологии, знал много о нейронных сетях из того, что только последние несколько лет мы с Вами наблюдаем), Кукаркин (в 18 лет возглавил обсерваторию, развивался в области астрономических исследований), Гельфанд (известный математик у которого даже среднего образования не было). Вы наверное подумали, что это какие-то вундеркинды, вовсе нет... просто люди трудились над собой и любили то чем занимались.
Если бы Вы только знали сколько в крупном бизнесе успешных людей пришли без специализированного образования, просто оказались в правильном окружении, по сути наставничество, а также энтузиазм и огромная сила воли. Да безусловно, они потом окружали себя сотрудниками и с специализированным образованием в том числе, но ключевой критерий выбора – огонь в глазах, амбициозность и ОПЫТ, последнее самый приоритетный пункт, на который необходимо обращать внимание, хоть 10 образований будет за плечами, хоть полное отсутствие.
Среди вполне успешных дизайнеров с которыми я знаком лично мне известны бывшая кассир, один пожарник, несколько бухгалтеров, даже полицейский с юридическим образованием, просто люди решили поменять сферу деятельности и заниматься тем, что им доставляет больше удовольствие и я должен отметить, что у них очень даже хорошо получается. С другой стороны я видел работы людей, которые мне пытались доказать в процессе дискуссии, что без архитектурного в дизайне вообще делать нечего, если честно, то я примерно такой же результат выдавал в начале своего творческого пути, а это лишний раз доказывает, что официальная бумажка ничего не решает от слова совсем, зато решает опыт и реальные знания.
Также я заметил следующую тенденцию, - дизайнеры которые пытаются убедить своих Заказчиков, что образование - это приоритетный пункт в процессе поиска специалиста, декларируют о том, что у них работы " не как у всех ", хотя по факту как у остальных 80%, а те кто пришли в сферу дизайна с других сфер деятельности и скромно молчат о своем "не дизайнерском" образовании, на самом деле в портфолио имеют действительно эксклюзивные работы. Вот такой вот парадокс... возможно образование официальное мешает мыслить шире, возможно что-то другое...)) Это не критика, а лишь констатация факта.
Резюмируем: учиться нужно, учиться всю жизнь и развиваться архинеобходимо, бумажка и кол-во образований ничего не решит, в дизайне тем более. При этом существует ряд профессий, в которых считаю, что образование обязательно, да исключения бывают, но всё-таки. Скажем так, все, что связано со словом здоровье – например хирургия. Безусловно, история знает врачей самоучек также, но тренироваться на живых людях занятие так себе…