Loading...

Каких подрядчиков выбрать !?

БЛОГ - статья №8

...Свой или "посторонний" подряд, - как правильно сделать выбор !?...


Верно ли утверждение о том, что практически любой дизайнер / архитектор будет Вам предлагать в помощь своих подрядчиков ? Ответ очевиден - скорее всего да! Важно лишь понять мотивацию.

Верно ли утверждение о том, что подрядчики с Вашей стороны, в случае наличия таковых, будут Вас убеждать обратится именно к ним, ибо никто больше не сможет повторить тот уникальный фронт работ так качественно как они ? Будем реалистами, ответ - скорее всего да! За многолетний опыт, я не встретил еще не одной бригады которая самокритично относилась бы к своей работе, за исключением отдельных специалистов, которые составляют около 10% от общей массы работяг и стоимость их работ отличается порой в несколько раз.

Все это прогнозируемо, и к сожалению, смотря правде в глаза - в данный отрезок времени Вас будут рассматривать исключительно как источник дохода. Однако мотивация и нюансы у каждой из сторон свои.

Заблаговременно стоит морально приготовиться к тому, что какой бы идеальный дизайн-проект не был, как бы все дружно не старались, вопросы будут и контролировать нужно всех участников процесса. Но облегчить данный труд возможно и ближе всего к Вам для решения данной задачи по иерархической лестнице среди специалистов - опытный автор проекта. Причем опыт реализаций автора - это ключевой критерий, дизайнер может выдавать очень красивые идеи, но если у него нет технического опыта общения с бригадой, ему сложно будет отстоять свою позицию.

В идеале картина на объекте должна быть следующая - прораб (производитель работ) который отвечает за технологию процесса, раздает указания подрядчикам и контролирует согласно поставленной задачи, а так же отчитывается перед Заказчиком о проделанном фронте работ. Специалист для закупки материалов - посторонний для всей бригады, который занимается закупками и подотчётный напрямую Заказчику. Технический надзор - посторонний специалист для всех участников процесса и одновременно независимый эксперт, который посещая объект уведомляет Заказчика в случае отклонений от технологии. Автор проекта (дизайнер или архитектор) который является посредником между Заказчиком и прорабом для функции авторского надзора. Но данная идеальная картина бывает настолько редко, что практически не встречается при ремонте квартир и частных домов, так как требует дополнительных финансовых вложений и железной выдержки, что бы все участники между собой не разругались в процессе...

Но реальность немного отличается. В подавляющем большинстве случаев оптимальный, но недостаточный, вариант сводится к - прораб (закупки и тех.надзор + основные функции прораба) + автор проекта (авторский надзор), который ближе всего к Вам. Причем это в лучшем случае, встречаются варианты там где нет ни прораба, ни автора проекта и Заказчик остается один на один с подрядчиками, - смелый но очень ответственный шаг, при таком развитии событий на время ремонта можно забыть о спокойном сне и времени для семьи.

При выборе между "своим" (знакомые подрядчики) и "посторонним" подрядом (по совету автора проекта) ключевыми критериями отбора как правило выступают:

1. Вопрос доверия.

2. Вопрос стоимости.

Качество - даже не стоит рассматривать пунктом №3 так как это само собой разумеющееся требование и пожалуй основное.

Стоит посмотреть на данные критерии отбора строительной бригады рационально и здраво оценить обстановку.

Критерий – доверие.

Ситуация с доверительными отношениями вполне логична и понятна, - у Вас есть хорошие знакомые с опытом в строительном бизнесе или бригада специализирующаяся на ремонтно-отделочных работах, которая делала всем Вашим родственникам и знакомым ремонт в квартире или частном доме, либо знакомый прораб который с помощью подрядчиков занимается вопросами реализации объекта.

С противоположной стороны существует строительная бригада с прорабом во главе, которую рекомендует автор дизайн-проекта, - дизайнер интерьера или архитектор. Говоря проще – чужая для Вас бригада.

По законам жанра, с большей степенью вероятности Вами будет выбран вариант – “свои люди” так как Вы в них уверены и в какой-то мере это действительно оптимальный выход из ситуации, но с одним небольшим условием: “ Ваша бригада должна быть готова к реализации эстетичных и функциональных решений, которые возможно ранее, они не делали вовсе, не методом как можно проще и быстрее, а согласно технологии и выслушивая мнение автора проекта”. На первый взгляд данное условие может показаться простым, но практика и опыт многих дизайнеров показывает, что это серьезный камень преткновения на пути к достижению идеальной реализации концептуального решения. Не важно сколько объектов делала до этого бригада, очень важно какие именно объекты. Если бригада работала неоднократно с дизайнерами и архитекторами с серьезным уровнем концепции, а не просто евроремонтом под сдачу недвижимости, то вполне возможно они справятся с поставленной задачей.

Чаще всего, опытный дизайнер, понимая чем все закончится, не проявляет особой активности в достижении идеального результата на объектах где не имеет “власти” (рычагов влияния) и связано это с тем, что задачи у автора проекта и постороннего для дизайнера подряда, но “своего” для Заказчика, существенно отличаются.

Любой строительный подряд, как вода, - идет по пути наименьшего сопротивления, а практически все прорабы в душе чуть-чуть “дизайнеры”, бывают редкие исключения, но как правило это не прораб с качествами дизайнера, а наоборот, - дизайнер с функциями прораба. Попробуем объективно разобраться почему так происходит:

Что является конечным результатом деятельности прораба и строительного подряда?

Ответ – все черновые/подготовительные, мокрые работы, включая некоторые чистовые отделочные.

До каких пор прораб и бригада полноценно находятся на объекте?

Ответ – до этапа полноценной комплектации, то есть до того момента как дизайн помещений только начинает приобретать полноценный вид.

Для человека физического труда, каждый новый объект это – очередная возможность заработать законные финансовые средства и заслуженно отдыхать.

Теперь посмотрим, как обстоят дела со стороны автора проекта.

Что является конечным результатом деятельности дизайнера интерьера ?

Ответ – готовый и качественно-завершенный объект, при условии соблюдения концепции.

До каких пор дизайнер находится на объекте ?

Ответ – при правильном подходе (авторский надзор) до полной сдачи объекта с передачей ключа Заказчику.

Для специалиста умственного труда, каждый новый и интересный объект это – очередная возможность реализовать свой творческий природный потенциал, который задействует не просто механические качества на уровне природных инстинктов, а стимулирует подойти к вопросу формирования эстетики и функционализма с душой. Именно по этой причине многие дизайнеры сравнивают каждый новый и интересный объект с “рождением ребенка” (очень удобная аналогия). Для опытного автора проекта это больше чем просто реализация.

Вывод напрашивается сам – тот у кого больше шансов дойти до этапа завершения наиболее заинтересован в качественной и полноценной реализации не по принципу “так сделать проще”, а согласно подходу – “с душой, лаконично, нешаблонно, грамотно, индивидуально под потребности Заказчика, для полноценной жизни”. Посудите сами, интересно ли специалисту в области заливки стяжки, что там будет сверху и как все это дело состыкуется с остальными узлами, по сути для него важен только результат его работы; а интересно ли маляру как до него и после него будет оформлена стена, ответ очевиден - нет, но важно как он выполнил свой фронт работ; интересно ли прорабу, что там будет происходить на объекте после комплекса работ на который его наняли, - все что до него - да, все что после - объективно нет. А дизайнеру как автору проекта, очень важно что бы концепция реализовалась так как задумывалось...

Парадокс заключается в том, что подрядчики признают, что проект существенно облегчает им жизнь, но "нелюбовь" к дизайнерам - по причине того же проекта, а если быть точнее то из-за сложностей которые ожидают исполнителей. Ведь нет ничего проще, чем просто по старинке сделать с наименьшими усилиями конкретный фронт работ и уверять Заказчика, что так и должно быть, чем выслушивать автора проекта о том, что уже давным-давно технология устарела и весь цивилизованный мир делает по иному. А от этого будет зависеть результат.

В чем отличие подрядчиков с которыми работает дизайнер, от подрядчиков которые “свои” для Заказчика. Они точно такие же специалисты, так же делают свою работу хорошо, но с автором проекта их связывает следующее – дизайнер приводит к ним Заказчика, в ответ они благодарят своим более гибким отношением к реализации, прислушиваются, согласовывают, так как понимают, что все серьезные объекты приходят через дизайнеров и архитекторов и в случае огорчения автора со своей стороны очень быстро будут заменены на следующем объекте, это вовсе не говорит о том, что останутся без работы, но будут довольствоваться обычными и скучными объектами, где так же можно работать и зарабатывать, но не развиваться как специалист, порой даже деградировать. Между автором проекта и подрядом так же могут возникать спорные вопросы, но они их не выносят “в люди”, а стараются прийти к общему знаменателю, выдавая Заказчику только положительный результат.

Пару слов о мнении “дизайнер работает с бригадой ради своей прибыли за счет % от сметы”. И да и нет одновременно, если дизайнер ответственный специалист + если его труд оценивается по достоинству и ему не приходится искусственно занижать стоимость своих услуг + если он мотивирован со стороны Заказчика услугой авторского надзора и объект действительно для автора интересен с точки зрения реализации, то в 99% случаев Заказчику не придется беспокоиться по этому поводу. Если же все делается бесплатно и тут бонус и там в подарок, то это дополнительный повод возместить недостающую прибыль в процессе. Совет - ищите честного специалиста и договаривайтесь обо всем на берегу. Тут серьезная опасность заключается даже в другом, - если автор проекта мотивирован со стороны подрядчиков, то с большей степенью вероятности он будет прикрывать грехи подряда не посвящая Заказчика в нюансы, а вот это напрямую связано с качественным результатом, дизайнер который мотивирован со стороны Заказчика, будет более требователен к подрядчику и в случае возникновения явных признаков некачественной работы будет озвучивать всем участникам процесса и Заказчику в первую очередь.

Жизненный пример: проводя авторский надзор на одном из объектов мне лично пришлось столкнуться с монтажником плитки/керамогранита со стороны Заказчика, про которого в регионе были очень положительные отзывы о его работах, со слов Заказчика, большие объемы, опыт и т.д. Но по факту оказалось, что специалист впервые сталкивается с ректифицированным керамогранитом, который в большинстве случаев присутствует у ведущих мировых фабрик, швы 1-1,5 мм делать отказывается, так как ровно не получится, с его слов, что такое система выравнивания плитки (СВП) знать не знает и будет по старинке на крестики подкладывая спички, для заусовки под углом 45 оборудования нет в наличии, а возить далеко. Правда, был и "положительный" момент, – у него дешевле :) аж на 50 грн на м.кв. чем у других.

Закончилось все печально, более 200 м.кв. ректифицированной плитки смонтировано с ужасным швом 4 мм и затерто без согласования контрастной затиркой, как в студенческой общаге, а на внешних и внутренних углах везде блестел хромированный уголок. Если бы это была плита не по 90 евро за м.кв. возможно было не так страшно. При этом Заказчика все устроило, так как это его знакомый… Активность с моей стороны, как автора проекта, приводила к агрессии со стороны плиточника и не понимания со стороны Заказчика, почему так переживаю… С одной стороны не мне там жить, но в том то и дело, что любому опытному дизайнеру не все равно, так как это в какой-то степени лицо автора проекта. Естественно, о каком фото в портфолио, после такого случая может идти речь.

Другой жизненный пример: зашли специалисты по монтажу гипсокартона от Заказчика на объект, еще в процессе общения мне стало понятно, что за спецы, которые увидев ровные потолки с карманами для подсветки на проекте сказали, что тут такого дизайнерского, - давайте круги и овалы)) и их вовсе не смущало, что такое было актуально лет 10 назад, при этом сами себе усложняли работу конструктивно. Удалось убедить Заказчика в своей позиции, правда пришлось в ущерб остальной работе потратить несколько рабочих дней в поиске подходящих референсов с зарубежных сайтов с подробным описанием причины, ценой потраченного времени и подозрительным навязыванием идеи со своей стороны. Но счастье длилось недолго, - имея на руках подробные чертежи, бригада гипсокартонщиков умудрилась набрать каркас таким образом, что все оси привязок освещения четко попали на профиля, в следствии чего, проще с их точки зрения, было сместить оси привязок осветительного оборудования. Пришлось долго убеждать Заказчика, что проще перенабрать каркас правильно, что бы светильники которые планировались в качестве разделителей зон, не повлекли за собой подвижки мебели, которые в последствии некоторые проходные зоны бы сузили до некомфортных габаритов. Но точкой невозврата послужил накладной плинтус, по проекту должен был быть утопленным за счет толщины второго слоя гипсокартона, в итоге данное положение дисгармонично было сопряжено с утопленным коробом межкомнатных дверей, а так же послужило стимулом в конструкции лестницы предусмотреть не встроенный плинтус, а накладной, который по факту на современной лестнице в стиле минимализм смотрелся жутко. Причина простая - бригада чужая, рычагов влияния над посторонним подрядом нет, как бы автор не старался, Заказчик склонен больше доверять исполнителю.

Стоит привести еще один пример, - конфликтный прораб. Классический пример о стереотипном отношении прораба к дизайнерам. Так природно сложилось, что все специалисты работающие руками считают себя умнее чем те, кто работает головой, мол последние делают простую работу не имеющие ничего общего с реальностью, забывая главное – именно умственный труд двигает прогресс и является базой для физического труда.

Имел честь немного поработать с не просто прорабом, а родственником Заказчика, понимая и здраво оценивая все риски, я согласился на авторский надзор. По началу все было более менее не считая мелких упреков на тему “такого профиля не существует в природе” хотя я дал координаты где его можно приобрести отвечая “не знаю где купить не означает, что не существует”, а так же “так далеко блок питания для LED освещения расположить не получится”, а после моего ответа “рекомендую для решения данной проблемы взять другое сечение провода” на что прораб грозно ответил “зачем эти LED ленты они тускнеют со временем, почитайте отзывы в интернете…” благо Отец электрик и понимая о чем идет речь ответил “а вы его в профиль с радиатором для отвода тепла не пробовали смонтировать с целью продления срока службы как рекомендует фабрика-производитель”. И так по мелочи практически при каждой встрече, но закончилось все гораздо интереснее. На тот момент функция авторского надзора была прекращена с моей стороны преждевременно по моей инициативе, так как я там просто был лишним, - Заказчик больше прислушивался к родственнику-прорабу. Но по стечению обстоятельств и я и прораб посчитали двери в одной и той же организации и каким-то странным образом мой просчет получился на 15% дешевле (на 936 долларов с 8 дверей) чем у прораба, Заказчик был в недоумении, прораб в ярости… Мораль сей басни такова: “на ком еще не заработаешь как не на родственниках”. Мои догадки подтвердились, изначально цель прораба была отвести меня в сторону от объекта, что у него получилось, постоянными спорными моментами, но я ушел только по причине, что изменение всей концепции понизило шкалу заинтересованности в реализации конкретного объекта. Прораба поменять можно, родственника сложнее…

Критерий – стоимость.

Одним из главных критериев отбора подрядчиков является стоимость услуг исполнителей. Как бы это странно не звучало, но опыт большинства квалифицированных дизайнеров интерьера показывает, что фактическая стоимость у всех бригад одинаковая, даже не смотря на различные расценки услуг при предварительном общении.

Для простоты понимания возьмем двух специалистов из разных бригад, допустим специалистов по облицовке плиткой. Один Вам назовет стоимость 120 грн. за м.кв. и не будет вдаваться в подробности, а другой назовет 250 грн за м.кв. и уточнит все тонкости, начиная от желаемого шва и калибра плитки до количества заусовок под углом 45 и фрезеровки отверстий в стенах. В большинстве случаев будет выбран вариант за 120 грн. м.кв., но по факту он обойдется в те же 250 грн, а возможно и больше.

По такому же принципу, - две различные бригады просчитывают стоимость своих услуг. Те что хотят показаться “подешевле” назовут Вам приятную для слуха стоимость, но в процессе на дополнительных работах и других хитростях компенсируют недостающие 30-40%, а другие изначально назовут правильную стоимость с указанием отклонения по смете не более 5% на непредвиденные работы.

А если нет никакой разницы по итоговой стоимости, то целесообразнее работать с бригадой в приоритете которой вопрос – качества.

Резюмируя:

С подрядчиками от дизайнера / архитектора выгодно работать Заказчику в том случае, когда автор проекта не мотивирован финансово со стороны подряда, а обязательно мотивирован со стороны Заказчика. В таком случае над бригадой есть определенная власть и рычаги влияния со стороны автора и никто не будет прикрывать грехи друг-друга, что способствует качественному результату.

С подрядчиками Заказчика выгодно работать исключительно в случае высокой квалификации бригады и неоднократного опыта работы с дизайнерами/архитекторами, но обязательно при условии авторского надзора.

В качестве исключения - "семейный подряд", лично я всегда рекомендую обходить стороной такой вариант развития событий, возможно и существует небольшой % когда по факту будет все идеально, но практика показывает, что там где в семье один - прораб и другой - дизайнер, как бы Заказчик кого не мотивировал финансово, покрывать друг-друга будут однозначно. В таком случае сторонний технический надзор более чем актуален.


С остальными полезными статьями Вы можете ознакомиться переходя по ссылке...

Остальные проекты

Amethyst
Design
Mustard + Graphite
Design
Dream House
Design
IT Atlant
Design