Подробный алгоритм поиска дизайнера интерьера.
Потратив всего 10 минут времени, Вам больше не придется искать специализированные форумы и статьи о том как найти своего дизайнера. Моя цель - помочь Вам понять как обстоят дела на рынке услуг на самом деле, без красок и иллюзий, честно и по делу. Данный алгоритм был сформулирован мной много лет назад основываясь на собственном опыте проектирования и опыте общения на данную тему с Заказчиками. С помощью пошагового плана Вы практически безошибочно определите "who is who".
В любой профессиональной деятельности существует около 10% специалистов которые отдаются работе на 200% и достигают серьезного результата.
ФОРМУЛА УСПЕХА = практический опыт + постоянный труд без длительных пауз над собой + любовь к профессии + здоровая самокритика.
Забегая вперед, - никакие дипломы и награды на выставках, что актуально для самоутверждения дизайнера, не дадут бесценного практического опыта. Даже учеба в специализированном ВУЗ-е не является показателем квалификации специалиста и отличается от самообучения только лишь системностью.
В дизайне и архитектуре достаточно самоучек которые вошли в историю и учебники по архитектуре. Они искренне верили в то, что делали и работали постоянно над собой.
Вот лишь некоторые из них:
Тадао Андо - (плотник, водитель грузовика, профессиональный боксер) изучал архитектуру путешествуя и изучая книги.
Он писал про себя: "я не мог позволить себе поступить в институт или пойти в архитектурную школу, поэтому единственным вариантом для меня было учиться архитектуре самостоятельно". В 35 лет стал лауреатом престижной архитектурной премии в Японии, среди его Заказчиков были и французский миллиардер и компании-тяжеловесы в области финансов.
Фрэнк Ллойд Райт - поступил на инженерный факультет и разочаровавшись в системе обучения, бросил учебу так и не получив диплома. Подрабатывая помощником строителя, а позднее устроился на работу в частную архитектурную организацию. В свое время он пришел к мысли о том, что учеба в специализированном учреждении лишь мешает ему развиваться, он очень скептически относился к формальному образованию. В итоге награжден докторской степенью и вошел в учебники по архитектуре.
Людвиг Мис ван дер Роэ - закончил ремесленную школу по специальности каменщик и выбрал практику вместо учебы на архитектора, в итоге имеем небоскребы в Чикаго и Торонто, при этом у него в биографии были и неудачи и трудные Заказчики.
Бакминстер Фуллер (поэт, математик, дизайнер и архитектор, философ) - имел трудности с учебой и 2 раза был отчислен, работал механиком на текстильной фабрике, а позднее рабочим на мясоперерабатывающем заводе, тем не менее завоевал доверие с помощью своего знаменитого геодезического купола.
Луис Салливан, Ле Корбюзье, Луис Барраган, Карло Скарпа, Петер Цумтор, Алехандро Аравена, Леон Крие, Томас Хизервик и др.
Вывод: изучите дизайнера насколько специалист живет своим делом. Это дело всей жизни или случай - " на работу как на каторгу... ", лишь после этого переходите к остальным пунктам. Если специалист много жалуется и не удовлетворён тем чем занимается, то возможно он занимается не своим делом и Вам стоит поискать специалиста среди других дизайнеров. Рассматривайте из тех дизайнеров интерьера у которых горят глаза и они энтузиасты по натуре своей. Если же Вам просто необходим результат "без души" - чисто механический под диктовку, то Вам необходим не дизайнер, а чертежник или просто 3D-визуализатор, в зависимости от поставленных задач.
Первое с чем рекомендую Вам определиться, - поставить перед собой вопрос: "мне нужен просто капитальный ремонт или индивидуальный дизайн продуманный до мелочей, который подчеркивает образ жизни семьи и не будет похож на ремонты у других". И дать на него честный ответ. Если необходим просто ремонт, то оптимальный вариант - обратится к шаблонным дизайнерам, они по принципу конвейера вполне хорошо справятся с поставленной задачей, но и уникальности ожидать при этом не стоит, даже если специалист Вас будет убеждать настойчиво в этом. Иной же подход, - индивидуальность, о котором и пойдет речь далее.
Важно понимать, что дизайнеры-конвейеры и те дизайнеры интерьера, которые занимаются настоящим дизайном, далеко не всегда отличаются между собой стоимостью услуг, чаще всего цифры +/- идентичные. Первые компенсируют - кол-вом, а мотивация вторых - уникальный результат. С ценообразованием связаны другие вещи, далее поясню какие конкретно.
Посмотрите внимательно на портфолио дизайнера интерьера. Проанализируйте нравится Вам стиль в котором работает специалист или нет, при этом учитывайте так же, что разрабатывалась концепция для реальных людей с конкретными потребностями, не факт, что то, что удобно для кого-то будет приемлемо и для Вас, но в целом Ваш глаз определит - нравится / не нравится. Бессмысленно требовать от дизайнера разработать интерьер в стиле ампир если в портфолио основной упор на минимализм. В случае "нравится" - двигайтесь дальше, в случае если не нашли стилистики которую хотели бы видеть у себя в доме / квартире, рекомендуется изучить работы других специалистов. Кроме этого держите заблаговременно в уме, что дизайнеры в основном, в портфолио отображают только самые актуальные работы, с целью показать стиль которому отдают предпочтение, при этом за кадром работ может быть больше.
Будьте готовы, что Вы обязательно столкнетесь с заявленными " 100 + " дизайн-проектов при этом студии от силы лет 5 и в штате 3 сотрудника, а заявка " 500 + " не имеет ничего общего с действительностью, так как для этого опыт должен быть около 50 лет, что маловероятно в нашей Стране. Избегайте подобной манипуляции, так как это рассчитано на очень наивных и доверчивых граждан, которые не станут перепроверять информацию.
Простая арифметика, - для штата сотрудников 3 чел (дизайнер, визуализатор, инженер-конструктор) под силу полноценно разрабатывать 2 небольших объекта за 1.5 - 2 месяца (не просто эскизы, а полноценная документация), в итоге при самом удачном стечении обстоятельств за 1 год студия выдаст около 10-12 полноценных дизайн-проектов (просто визуализации для портфолио не в счет), за 10 лет - 100 - 120 проектов, а для 500 проектов понадобится 40 - 50 лет, посмотрите на специалистов студии если они пожилые люди и им около 70-80 лет, то вполне может быть, что Вам говорят правду о 500 проектах. А теперь попробуем посчитать сколько объектов из них реализуется. Один объект в среднем занимает от 6 до 12 месяцев в силу технологии и времени необходимого для комплектации и изготовления всех составляющих элементов дизайна, а так же вливания финансовых ресурсов, объекты с серьезным бюджетом могут быть растянуты на 2-3 года в силу немалых затрат. В течении 1 года - это в среднем 1-3 объекта для студии и 1-2 объекта для частного лица, из них в портфолио попадут далеко не все, а только лучшие по мнению автора и это при самом удачном стечении обстоятельств. Нехитрым способом можно посчитать, что для заявки на 100 реализованных объектов понадобится 30 - 50 лет опыта, а на мифические 500 объектов - 160 - 250 лет. К сожалению данная тенденция распространена не только среди молодых дизайнеров после курсов, с целью моментально зайти на рынок недвижимости, но и некоторые опытные подхватили с целью казаться вместо того, что бы просто быть.
Говоря проще - большое количество работ не говорит о большом опыте, а указывает лишь на внушительный коллектив.
Резюмируем: пусть это будет небольшое количество работ, но которые Вам действительно понравятся, в стиле который для Вас приемлем, а для дизайнера интерьера актуален.
Найдите возможность лично пообщаться с дизайнером на Вашем объекте, таким образом к Вам придет понимание насколько специалист компетентен и приятен Вам как человек. Важно понимать, что Вы обращаетесь не только к специалисту в области дизайна но еще и к человеку с которым Вам общаться на протяжении определенного отрезка времени. Если два критерия - специалист + человек, не сошлись в одном лице, то смело ищите дизайнера интерьера дальше. Опытный дизайнер не будет вести спор с Вами по принципу "я так вижу и точка...", но может грамотно и на понятном языке пояснить целесообразность решения которое предлагает, с другой стороны, - если же дизайнер соглашается с "нелепой идеей" на 100% - это говорит о его небольшом опыте и он просто не понимает еще с какими трудностями может столкнуться и Заказчик и Исполнитель, при этом всему должно быть логическое объяснение. Есть идеи, а есть технологические и технические ограничения. При поиске дизайнера это так же стоит учесть. Опытный специалист умеет держать баланс в своей сфере деятельности.
Резюмируем: практически все дизайнеры умеют красиво преподносить себя на сайте, выставках и т.д. Личное общение на объекте дает понимание насколько дизайнер компетентен в вопросах актуальных для Вас, цветовая гамма и декор это все великолепно, но до этого момента есть масса технических нюансов с которыми справляются далеко не все. Бытует мнение, что публичность для дизайнера играет ключевую роль при выборе, но это скорее заблуждение, так как наличие страницы в Instagram c 50К подписчиков-ботов и соответствующе комментарии-отзывы, вовсе не говорят о высокой квалификации специалиста, говоря проще - "есть известные, а есть талантливые", публичность мало имеет отношение к работе, скорее всего тут вопрос доверия. Простая аналогия - мировой капитал принадлежит людям непубличным, а в качестве громоотвода используются фамилии людей в списке Forbes, так же обстоят дела и в дизайне, - источник знаний и идей порой очень непубличные люди.
Обратите внимание на собранность и пунктуальность специалиста, если он рассеян и постоянно спешит - это говорит о "каше в голове", что чревато множеством ошибок и неточностей в предполагаемом проекте, а если опаздывает на встречу без уважительной причины (исключение - угроза падения метеорита), - показатель несерьезного отношения к работе в целом и неуважение к времени которое готов потратить потенциальный Заказчик. Существует масса косвенных нюансов и мелочей, которые говорят о том, на сколько человек серьезно относится к тому, что Вам предлагает. Старайтесь обращать на это внимание.
Выясните для себя, что входит в услугу дизайн-проектирования. У одних специалистов это полный спектр необходимый и достаточный для реализации, а у других так же именуется дизайн-проект но не содержит и половины от необходимого, в следствии чего по факту реализации Вас ожидают определенные сложности по каждой позиции, а так же потеря драгоценного времени на то, что бы объяснять подрядчикам, что дизайнер подразумевал в конкретном техническом узле. А в случае когда происходит наслоение подобных вопросов, придется потратить много свободного времени для разрешения накопившихся задач.
Резюмируем: настройте себя на то, что возможно Вам придется встретиться с несколькими дизайнерами интерьера и выбрать наиболее подходящего не по критерию стоимости, а по опыту. У Вас есть право сравнивать и выбирать. Дизайнер - декоратор и дизайнер который разбирается в технических вопросах широко и глубоко, - это разные дизайнеры и на курсах этому не обучают, максимум, - пробегутся по верхам.
Поинтересуйтесь у специалиста в области дизайна, - есть ли у него практический опыт авторского надзора на реальном объекте. Зачастую вины дизайнера нет в том, что ему возможно отказали в проведении авторского надзора со стороны Заказчика, так как это серьезная услуга которая требует дополнительного времени и сил, порой сложнее чем проектирование, в связи с чем оплачивается отдельно. Но все таки, умение грамотно и полноценно вести авторский надзор, - это гарантия, что дизайнер интерьера умеет находить общий язык с подрядчиками и в случае необходимости отстаивать права на реализацию концепции, будучи представителем от Заказчика на объекте. Причем находить общий знаменатель автор проекта должен уметь не только с подрядчиками которых он предлагает Вам, но и очень полезный опыт и одновременно непростой, - в случае посторонней но квалифицированной бригады строителей с Вашей стороны (подобный вариант так же имеет право на жизнь). Да, это правда, что многие дизайнеры не любят посторонние бригады строителей и на это есть определенные причины, но если дизайнер умеет общаться с сторонним подрядом и не боится спорных вопросов, это очень существенное преимущество. Если дизайнер будет утверждать, что авторский надзор ограничен только подбором материалов и оборудования, что именуется как комплектация, то имейте виду - это лишь малая доля от необходимого фронта работ. Авторский надзор должен быть полноценным. Умение вести авторский надзор (не путать с техническим надзором) - гарантия того, что дизайнер понимает как реализовать то, что предложено в эскизной части дизайн-проекта.
Резюмируем: человек не обязан разбираться во всем на свете, но если Вы слышите нечто вроде в таком духе "я этого не знаю, у меня есть специалисты и они отвечают на подобные вопросы" и так по каждому 2-му вопросу от Вас к дизайнеру, то с большой долей вероятности перед Вами начинающий дизайнер. Дело в том, что дизайн интерьера - это многогранное и всеобъемлющее направление и специалист обязан, вот прям must, а не have to, вникать в процесс, а уже на основе опыта из прошлого сможет дать Вам внятный ответ, а не юлить вокруг да около.
Да, это правда, - дизайнер не обязан знать какое сечение провода берет электрик и как пройдет магистраль, а так же в нужной ли точке находится распределительная коробка, как плиточник фрезерует отверстия и какой клей или затирку применяет, как путешествуют воздушные массы по помещению, как коэффициент теплопроводности влияет на микроклимат в помещении и рассуждать о линейном расширении материалов, как гипсокартонщики расположат профиля и сколько фибры добавили в стяжку и высохла ли она вообще. Все это в компетенции узкоспециализированных подрядчиков. НО! Если Ваш дизайнер не только обладает эстетическими качествами но и понимает о чем идет речь, при этом сходится во всех остальных пунктах - держитесь за такого специалиста, это большая редкость! Стоимость услуги при этом уходит на 10-й план. Если же для Вас важна только эстетическая составляющая проекта - то данную роль выполняет декоратор, дизайнер же включает в себя функции многих специалистов одновременно.
Вы должны четко понимать, что результат не зависит от того, - студия его разрабатывала или частник, данный критерий больше связан с сервисом. Множество частников время от времени сотрудничают с студиями и выполняют для них определенный фронт работ. Большое количество участников процесса требует соответствующих ресурсов, в следствии чего стоимость услуги будет отличаться от частного лица. Если же Вам студия с серьезным штатом специалистов предлагает разработать проект за подозрительно-невысокую стоимость по отношению к другим участникам рынка услуг по дизайну, - отнеситесь скептически, чудес в дизайне не бывает, мы живем в условиях рыночной экономики и у всех участников процесса должна быть мотивация. Недорогая услуга - это самообман, стоимость должна быть обоснованная. Мой подход - не делегирую работу другим специалистам по простой причине - "по-настоящему крупные дела делаются только в одиночку".
Просмотрите техническую часть дизайн-проекта, она должна быть подробная. Правило простое - чем больше подробностей, тем меньше вопросов в процессе.
ВАЖНО: если дизайнер Вас будет убеждать в том, что подрядчики с которыми он сотрудничает - "волшебные феи и понимают все с полуслова", - отнеситесь с скептицизмом, для любого квалифицированного подрядчика необходимо понятное и подробное ТЗ в виде схем/чертежей. Минимум информации приведет к массе дополнительных вопросов в процессе реализации, а если подрядчики будут с Вашей стороны (Заказчика), а не со стороны автора дизайн-проекта, то вопросов будет еще больше. Безусловно, в процессе авторского надзора опытный дизайнер выйдет из положения, а что делать в случае отказа от надзора с Вашей стороны!? Наслоение технических вопросов и нестыковок приводит к серьезным коррективам и в итоге проект становится неактуальным.
Так же немаловажно учитывать тот факт, что стало очень модно выдавать визуализации на сайтах дизайнеров за реальные фотографии, для неспециалиста в данной области, просматривая очень качественные 3D визуализации можно действительно легко запутаться, технологии не стоят на месте и визуализаторы – специалисты которые так же постоянно развиваются и достигают серьезных высот в плане подачи сочной и живой картинки. Если Вы внимательно изучите работы известных фотографов, специализирующих на интерьерной съемке, - их очень легко можно перепутать с визуализациями и наоборот.
При этом если у дизайнера действительно много работ с живыми фото, он безусловно молодец, но это абсолютно не говорит о его индивидуальном большом опыте, тут трудилась команда из подрядчиков, салонов и других участников процесса + некоторые изменения мог вносить сам Заказчик, поэтому не факт, что изначальная концепция была точно такая же, а задним числом подогнать картинку под готовый результат и поставить отметку – “было / стало” вообще не составляет труда.
Концепция (идея в виде визуальной мысли) которую хотел донести автор проекта, вот именно на нее необходимо обращать внимание, так как это и есть продукт деятельности автора (визуальная часть дизайн-проекта), а фотография – это готовый материальный продукт за который необходимо говорить спасибо фотографу, а за реализацию – всем участникам процесса.
Безусловно, Вас будут убеждать в том, что фотографии гарантируют опыт специалиста, так это легко проверить, - попросите стороннего (но близкого для Вас) прораба задать базовые технические вопросы автору дизайн-проекта как конкретно он видел данный узел в процессе реализации с точки зрения самой технологии реализации, если дизайнер не сможет доходчиво пояснить как это сделать, то о каком опыте может идти речь, даже если у него тонны реализованных объектов и много лет за плечами. Специалист который разрабатывает подробную техническую часть, обязан разбираться в том, что он предлагает. Дизайнер интерьера - это не просто эстет, а от декоратора его отличает технический склад ума.
Резюмируем: наличие большого количества фотографий, вовсе не говорит о наличии такого же большого опыта. Лично у меня с 2006 по 2013 было приличное кол-во фотографий реализованных объектов, как любительских так и профессиональных, а опыта было очень немного на тот отрезок времени, по истечении времени опыт и фото поменялись местами в плане кол-ва, выводы делайте самостоятельно. Около 70% моих работ вышли на пенсию из-за неактуальности.
Да, возможно это звучит странно, но ошибки встречаются даже у очень опытных студий, вопрос лишь в их критичности и глобальности относительно всего объекта. Чем опытнее дизайнер тем минимальное количество возникающих ошибок и они не критичны, причем ошибки можно разделить на прогнозируемые и объективные, возникающие из-за непредвиденных обстоятельств, а так же умышленные - по незнанию, что актуально для малоопытных дизайнеров интерьера. Поинтересуйтесь у специалиста, допускает ли он ошибки в проекте, как исправляет и кто несет финансовую ответственность. Если дизайнер опытный, то он обязательно даст понять, что ошибки встречаются так как люди не роботы, исправляет их своевременно и действует предусмотрительно продумывая все на десять шагов вперед, - как шахматист, а в случае если прохлопал - обязательно несет финансовую ответственность. Малоопытный в большинстве случаев будет юлить в диалоге, так как понимает, что ценой за услугу которую Вам называет не покрывает тех расходов которые могут возникнуть, следовательно не уверен в своих силах. При этом Вам как Заказчику необходимо четко понимать, что не может высокая ответственность и серьезный опыт, стоить незначительную сумму. Дизайнер интерьера это тот человек на которого возлагается серьезная ответственность в течении длительного времени (проект + реализация) = от 8 мес. на небольших объектах и до 3-х лет на серьезных объемах (у меня лично был объект - небольшой дом на 200 м.кв, с внушительным бюджетом, срок полной реализации с учетом интерьера и ландшафта длился 2,5 года, а так же был дом 350 м.кв где все галопом и за 8 мес реализовались), многое зависит от объекта и фронта работ, а так же скорости финансирования.